Соционика, знакомство, работа, отдых

Выявляем способность к профессии
Делаем подбор кадров

 

Определяем соционические типы
Знакомим дуалов

Наши услуги

  главная вверх контакты українською english

наука
услуги теория практика статьи знакомства работа отдых обучение менеджмент отзывы

о нас
научные труды
проекты
образование
наука
психология
политика
здоровье
досуг
семья
воспитание
типирование
 


Наука на пользу людям

Никогда еще так плодотворно не изучалась психика человека, как в конце ХХ столетия - взгляд науки был обращен в основном к материальному миру. Лишь разрозненные езотерические течения, философские и религиозные направления старались познать суть человека. Взглядов и теорий существует много, но практическую пользу дает лишь соционика. Она продолжает развиваться. Так, НВП "Соционические Технологии" имеет в своем арсенале несколько научных изобретений и технологических разработок, которые практически подтверждают свою действенность. Это - теория принадлежности определенного типа темперамента определенному соционическому типу, эмоций и эмоционального состояния согласно типа темперамента, особенности мышления, языка, воображения, памяти, развития и становления личности согласно соционического типа, закон зависимости соционического типа ребенка от соционических типов его родителей, закон направленности реализации психических признаков, закон психического равновесия, закон соционной организации в обществе. Наблюдение и анализ действий закономерных отношений на психику человека привели к выявлению причин, почему именно люди попадают в те или иные отношения и какие искривления психики происходят в них под действием отношений. На основе этого сделан вывод: семья должна быть только дуальной.

Главное в соционике - определение соционического типа. Только в случае 100-процентной правильности определения типов использование законов соционики принесет практическую пользу. К сожалению, теоретических разработок в соционике достаточно, а единой технологии определения типов нет. Каждый специалист использует собственные методы, как правило, на основе диалога, но ни один не дает гарантии 100-процентной правильности. Даже внесли предложение считать определение правильным, если есть 70% - 80% попадания. Но это недопустимо.

Комплексная технология определения типа на НВП "Соционические Технологии" включает в себя:

1. Аудио-визуальную диагностику, которая позволяет определить тип по телефону, по внешности и движениям.
2. Анализ употребления лексики при непринужденном коротком разговоре.
3. Физиогномика. Для точности определения проходит скрупулезный анализ фотографий при изучении всех деталей черт лица и выражения глаз.
4. Обратная связь. Рассказ о характерных качествах человека для подтверждения правильности определение типа.

За 10 лет практической деятельности было только 3 случая ошибочного определения типа, но ошибки исправлялись. 

Предлагаем специалистам-соционикам усовершенствовать свои умения определения типа, пройдя короткий курс обучения определению типов, или присоединиться к работе нашего Предприятия и в процессе сотрудничества усовершенствовать собственные навыки, чтобы приобрести настоящий профессионализм. 

Центр Соционики создает сеть филиалов. Желающие открыть филиал в своем городе проходят обучение в кредит, т.е. в последующем сотрудничестве от прибыли отчисляются проценты за обучение.

Общество требует соционических услуг. Но люди среднего возраста настолько надломлены проблемами настоящего и разочарованы в возможностях познать человека и помочь ему из-за шарлатанства экстрасенсов, гаданий, астрологии и езотерики, что не доверяют возможностям соционики. Они, к сожалению, имеют инертность мышления, подвластны существующим нормам и общественным стереотипам. Поэтому соционика сможет войти в общество, если работать на перспективу - помогать детям и молодежи.

Предлагаем объединить усилия медиков и генетиков, чтобы найти другие пути более простого определения типов, когда психические типичные особенности можно выделить через физиологические показатели. Тогда определение типов станет доступным многим, а пока что наша технология требует опыта.

Поскольку соционика раскрывает целостно суть человека, ее законы надо учитывать в исследованиях других наук о человеке. Ученых, которые не равнодушны к истинным знаниям и переживают за развитие наук о человеке, приглашаем к дискуссиям, конструктивному обмену идеями и мыслями, чтобы в сотрудничестве приблизить теоретические поиски к реальному практическому применению для предоставления действенной помощи людям.

Проблемы наук о человеке

Ни сколько ни умаляя достижений всех наук, которые изучают человека, надо отметить, что при большом объеме наблюдений и накопленных теоретических знаний, философия, отображая пути поиска истины, оторвана от действительности, а психология и социология самыми специалистами в этих областях считаются теоретической свалкой. Эти науки - гигантский конгломерат теорий и методик, которые многое объясняют, но не работают. Они не владеют универсальными знаниями, не имеют того инструмента, который объединил бы в единое целое знания о человеке и обществе. В условиях плюрализма среди теоретиков наук о человеке возникло фрустрационное состояние. Ученые стараются синтезировать теории, объединить их, вывести четкую систему, законы, которые смогли бы объяснить все явления общественной жизни. Но сделать это невозможно: каждая теория описывает частицу в общественных процессах, а для объяснения другого общественного явления становится недейственной, и на практике ничего не выходит. Почему? Потому что начинать нужно не с конца, а с начала, из истоков - не из общественных явлений, как надстройки и следствия, а из основы основ - деятельности психики каждого человека - участника общественных процессов. Ведь психика заложена природой и действует согласно естественным законам. Раскрыла эти законы соционика. Именно она объясняет, как устроена психика человека и описывает ее структуру, раскрывает закономерности межличностных взаимодействий. Это поясняется согласно закона структуры психики человека, закона психической совместимости, закона социона и соционной организации в обществе, согласно закономерным взаимодействиям с обществом.

Почему науки о человеке оказались в состоянии стагнации, растерянности, будто загнаны в глухой угол беспомощности? Потому что основой развития этих наук были позитивизм - признание достоверности любого знания и эмпиризм - возникновение теорий на основе наблюдений, опытов и собранных фактов. А поскольку человек и общество - многогранное, неоднозначное и сложное явление, фактический материал и срез на его основе мог быть неполным, а делались обобщения, которые не объясняли других, даже аналогичных явлений. Таких наблюдений, выводов и теорий накопилось слишком много, и это привело только к хаосу и растерянности среди самих исследователей и ученых. Теории, не проверенные на практике, продолжают существовать, внося раздробленность, сумятицу, путаницу, потому что в сумбуре огромного количества идей, теорий и систем теряется истина.

То, что может сделать соционика для этих наук, трудно переоценить. Поскольку соционика открыла суть человека, что подтверждается практическими результатами, она может стать тем ядром, или лакмусом, который проверит и упорядочит все другие идеи и внесет четкую системность во все науки о человеке. Ошибочные идеи и теории откинутся, как нежизнеспособные, а другие приобретут практичность. Соционика может дать практический инструмент для исследования социальной реальности. Ведь она выходит из интереса объективного - показывает корень - суть человека, а все другое - как человек действует в обществе, зависит от истоков - его психики, ведь деятельность психики мотивирует поведение. Психика - это основа, базис, общество - результат действия и взаимодействия психик людей - надстройка. Поэтому исследуя общество, надо выходить из знания основ, в дальнейшем через знание законов соционики раскрываются причины и следствия всего, что происходит в обществе. Осталось только поставить науки о человеке и обществе из головы на ноги, отсеять ненужное, перевернуть мировоззрение ученых, чтобы дать толчок для развития в правильном направлении всех наук.

Философия ищет универсальные законы взаимосвязи человека и Мира, психология исследует человека, как универсальный феномен природы, педагогика отслеживает пути становления и развития личности, социология исследует общество. И вдобавок в социологии также рассматриваются идеи, которые стараются объяснить, как устроен человек, как он взаимодействует с обществом. Это попытки объединить разные идеи при разных методологических подходах. Во всем мире науки пробуксовывают из-за кризиса классической методологии: не удается привести в порядок огромные массивы данных. И авторитет наук о человеке падает.

В основе соционики лежит теория информационного метаболизма - восприятия, обработки и обмена информации. Ее можно взять основой методологии других наук, как интегральную методологию в любой науке. Так, в социологии много теорий обмена, но практически подтверждается соционическая. Почему бы социологам не взять ее на вооружение? Законы соционики дадут новый познавательный и инструментальный импульс. Все науки о человеке требуют знаний соционики. Мир кричит о приближении к человеку. Во всех сферах жизни стремятся к гуманизации. Поэтому нужно объединить усилия специалистов для внесения здравого дыхания как здравого смысла в суть наук о человеке.

Соционика, не отбрасывая достижений других наук о человеке, может помочь им развиваться.

Соционика для философии

В философии основные два понятия разграничиваются, как две противоположности: мир материальный и духовный. На протяжении столетий продолжается полемика в вопросе, что первично: материальное или духовное, ведь эти понятия противопоставляются друг другу. Лишь в одном формулировании закона "борьбы и единства противоположностей" лежит противоречие. Противоположности выступают не в борьбе, а во взаимодействии. Все в природе взаимоувязанно: все явления, все сущее в мире связаны между собой, и все процессы взаимовлияют друг на друга.

Человек - связующая сущность между духовным и материальным, смысл его жизни, его миссия на Земле - усовершенствоваться самому и совершенствовать жизнь и окружение. Те люди, которые стремятся к этому и могут реализовать себя, получают новую информацию с целью ее трансформирования и передачи другим для прогресса человечества. Дуальность усиливает эти возможности людей. А социон - это вообще неисчерпаемый энергетически-информационный потенциал в обществе.

Когда ученые сумеют заглянуть по ту сторону материального аспекта реальности, они овладеют истинной наукой. А пока что ученые находятся еще извне настоящей науки, они возле нее. Шаг за шагом открытия в науке приближают человечество к истине, суть которой в синтезе знаний относительно материального и духовного мира.

Философия - это теоретическое ядро любого мировоззрения. Мировоззрение в философии трактуется как определенная система, целостность знаний, принципов, взглядов, идеалов, ценностей, привычек, отношение к миру. Мировоззрение - это то, что делает человека независимым, самостоятельным, целостным, помогает становиться личностью. Но подмечено, что люди имеют разные мировоззрения, не зря и в философии существует плюрализм мнений, взглядов и направлений. Соционика точно определила, что существует всего 16 постоянных мировоззрений, присущих любому из 16 соционических типов, в которые включаются определенные постоянные ценностные ориентации, принципы, идеалы, определенная система мировоззрения и отношение к миру. Знание своего соционического типа и развитие своих сильных психических качеств ведет к становлению и утверждению личности.

В философии человек рассматривается как целостность, в которой есть все для жизни. Считается, что без недостатков, с которыми стремится бороться психология, нельзя оценить достоинства. Борьба с недостатками искусственная и безрезультативная, ведь в природе ничего не прекращается и не обрывается. Без недостатков нельзя иметь целостность, быть самим собою. Соционика раскрывает для каждого конкретного человека его недостатки, как слабые психические качества, дает знания, какие именно эти качества и как ими не пользоваться, чтобы дать возможность полнее раскрыть и использовать собственные сильные качества психики.

Рассматривая соотношения человек и мир, философия рассматривает человека, как единое существо, наделенное сознанием, благодаря которому одухотворяет мир. Сознание дано человеку как необходимость его существования и выживания в мире. Сознание - это та реальность, которая несет человеку свободу, и этот механизм заложен в человеке от рождения.

Сознание - это процесс мышления, а в большей мере - процесс осознания своего собственного бытия и его ценностей. Это процесс встречи со смыслом своей жизни. А смысл жизни человека - стать и быть собою, то есть найти себя таким, каким ты есть в глубине своей души и научиться мужеству и стойкости, чтобы оставаться собою во всех жизненных ситуациях. "Это чрезвычайно, невероятно сложно, - считает философия, - но возможно". Все конкретные шаги - это реализация общего смысла жизни. Кто реализует общее, то есть находит себя, тот реализует и все конкретные дела.

В поисках собственных способностей в возможностей поможет соционика, она дает реальную возможность найти себя и стать собою. В философии потому и считается невероятно сложным процесс нахождения себя и самореализации, поскольку нет тех знаний, которые открыла соционика. Известно, что все гениальное просто. И что все сложности в жизни возникают по незнанию. Разве это сложно: определить свой соционический тип, чтобы знать собственные сильные и слабые стороны, чтобы сориентироваться, в каких именно видах деятельности можно лучше всего реализовать себя, а чем заниматься не следует. Врожденный потенциал - это суть и глубина души, а умение пользоваться только сильными сторонами - это и есть умение оставаться собою во всех жизненных ситуациях.

Философия побуждает человека задуматься над смыслом жизни, над тем, как устроен мир и место человека в нем, обменяться мнениями, разным мировоззрением, подискутировать, вступить в полемику, все это вообще своеобразная форма общения, которая может привести просто к повышению уровня эрудиции, а часще к истощению. Соционика же дает реальную помощь в жизни, это инструмент к действиям, и вместе с тем дает возможность содержательного, приятного общения за счет энергетического подъема и психического удовлетворения всех потребностей души.

Личностью в философии считается человек, который познал себя и мир и умеет в нем жить. Но если человек пришел в этот мир - его задача сделать его лучшим. Иначе в чем тогда смысл его жизни? Человек, который познал себя и мир, пассивен в отношении к нему. Среди живых существ человек единый наделен способностью думать, анализировать, творить, и его задача - реализовать эту способность. Смысл жизни в творчестве. Найти свое призвание, реализовать свой талант в творческой работе - для этого мы приходим в мир. Личностью можно назвать того человека, который создает. А найти свое призвание поможет соционика, знание ее законов предостережет от неправильного выбора профессии и человека для супружеской жизни. Знание соционических типов знакомых поможет находить с их помощью правильные выборы в любых жизненных ситуациях. (Детально см. книгу 1 "Найди в жизни гармонию", раздел "Искусство общения"). Умение определять соционические типы поможет находить людей по своим потребностям самостоятельно, то есть именно тех, кто сможет удовлетворить те или иные потребности, которые постоянно возникают на протяжении жизни.

Не имея знаний о закономерностях информационного взаимодействия между людьми, философия ищет отраду во внутреннем мире человека обособлено. Но признает, что каждый человек сознает свои сокровенные, сущностные, глубинные связи с людьми, которые будто слеплены с одного теста, духовно близки, приносят в нашу жизнь не деструктивные, а жизнеутверждающие отношения. Если мы должны что-то искать, то только себя, а значит и тех людей, которые помогают нам раскрыть себя, тех людей, которые побуждают нас к поиску, с которыми легко. Отношения с ними - вечные и безграничные. А знаний, что это за люди, философия не дает. Людей, которые вносят деструктивность, духовную смерть в нашу жизнь, разрушают желания и интересы, контролируют, ограничивают свободу, угнетают нас, мы должны оставлять. Но прежде чем оставить таких людей, надо пройти через все эти страдания. Определение соционических типов и соблюдение законов информационных взаимодействий через раскрытие закономерных отношений даст возможность людям избегать неурядиц деструктивных отношений. И найти именно своего близкого человека, отношения с которым однозначно ведут к взаимному развитию и гармонии, приятному и содержательному общению и взаимопомощи во всех вопросах, в широком понимании этого слова. Это - только дуальные отношения.

Каждый человек самостоятельно выбирает собственный путь в жизни и свое окружение.

Соционика для социологии

Социология изучает социальные структуры, но при этом надо помнить, что их образовывают и составляют люди, которые активно действуют, могут в результате общих действий изменять положения отдельных взаимосвязанных частей структуры относительно одна другой, уровень ограничения поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных составных. Итак, социальная структура - это живая система, зависимая от состояния частей, которые входят в нее, и объединяясь, влияют на ее функционирование. Поэтому изучение структур надо начинать с изучения человека, социологи и обращаются за помощью к психологии, а помочь им существенно может соционика, так как дает целостные знания о нем.

Социологическая точка зрения относительно природной сути человека отрывает его от природы и ставит в полную зависимость от общества, в котором он находится. Вследствие этого не учитываются биологические потребности и биологические (возрастные, половые и прочие) особенности человека, его природные задатки и способности, физическое развитие, состояние здоровья, наследственность. Вместе с тем преувеличиваются или даже абсолютизируются те человеческие свойства, которые определяются социальным происхождением человека, его принадлежностью к какой-то группе, партии или классу, его профессией, верованием, образованием. В связи с этим человек нередко рассматривается будто какое-то абстрактное или завуалированное существо, которое определяется теми или иными социальными группами, классами и сообществами, "растворяясь" в них, или же сводится лишь к выполняемым им социальным функциям - разновидностям деятельности.

Если выходить из такого понимания человека, то можно тоже прийти к неправильным выводам. Например, что каждый отдельный человек имеет меньшее значение сравнительно с обществом или с каким-то человеческим сообществом, к которому принадлежит. Или, что человека можно сделать каким угодно, изменяя лишь общественные условия его жизни. Или, наконец, что разных людей можно учить и воспитывать одними и теми же методами, не учитывая индивидуальных человеческих отличий.

Социологические теории имеют начало от американского общества и возникли из социальной философии и психологии, основывались на наблюдениях и обобщениях, которые давали знания о законах поведения людей. К сожалению, соционика появилась намного позже, и только на современном этапе предлагает социологии использовать свои достояния для решения одной из центральных проблем - проблему изучения человека, его взаимодействий в обществе.

Почему именно эта проблема является одной из центральных? Так как каждый социолог для понимания сути социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе должен понять, что психические закономерности, раскрытые соционикой, являются движущей силой в поступках каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет собой основное понимание жизни всей социальной группы или общества.

В социологии считается, что человек - это один из феноменов, который тяжело сразу однозначно определить. Существует два противоположных взгляда на его развитие. С точки зрения одних, каждый человек формируется и развивается в соответствии с его врожденными качествами и способностями, а социальное окружение играет при этом незначительную роль. Другие полностью отрицают врожденные внутренние черты и способности, считая, что человек - это продукт, который полностью формируется посредством социального опыта. Понятно, что надо учитывать и биологические особенности и социальный опыт. Но социология считает, что социальные факторы формирования человека более весомы.

В социологии считается, что не люди создают систему, а система людей. Но ведь на самом деле основным элементом системы-общества является человек, как неповторимая индивидуальность и личность. И гармоничное общество - это результат внутренней гармонии каждого человека.

Ошибочная мысль в социологии возникла потому, что она наблюдает и изучает надсистему, как само общество без знания системы - самого человека. То есть старается анализировать следствия, но не видит причин, направляя взгляд в обратную сторону: не от человека к обществу, то есть от системы к надсистеме, а наоборот, считая, что надсистема полностью регулирует поведение системы, то есть общество создает личность. А общество лишь имеет влияние на человека, который формируется и становится личностью, исходя из своих природных качеств под влиянием общественных норм.

Первичным элементом социальной структуры является социальная группа - совокупность людей, которые занимают одинаковую социальную позицию, или выполняют одну социальную роль. За численным составом социальные группы делятся на маленькие (МСГ) и большие (БСГ).

К большим социальным группам принадлежат классы, этносы и нации.

Стоит остановиться на анализе малых социальных групп, и как подается он в социологии и соционике. В социологии малой социальной группой считается группа, где возможен контакт между членами, ее численность колеблется в границах 35 - 100 человек. Соционика доказывает, что надлежащего контакта в такой хаотически собранной группе не будет, она все-равно будет распадаться на группировки, где люди по своим соционическим типам будут принадлежать к одной квадре.

Наименьшей социальной группой в соционике является диада. В социологии такая группа считается перманентно конфликтной, то есть постоянно конфлитной (от анг. "permanent" - постоянный), так как каждый конфликт в ней является центральным. Наиболее стойкой наименьшей группой считается триада, так как в ней каждый человек играет роль арбитра между двумя другими. А теперь представьте себе, что между двумя возник конфликт, а третий от двух выслушивает жалобы, наветы а то и еще хуже - клевету. Какой психологический и моральный климат будет между ними? Ведь тот третий своими оценками, кто прав, а кто виноват, может только разжигать спор и вносить еще большую смуту, разбираясь в ситуации. Ведь он, как наблюдатель, находится вне ситуации, поэтому не знает, что те двое уже объяснились, а то и вообще между ними ничего серьезного не было, а он, иначе восприняв события, создает "испорченный телефон" через наветы, всякие несущественные мелочи и бессмыслицы порождает сплетни. Не зря в народе существует поговорка: "Третий лишний", или: "Двое - это компания, а трое - нет", или: "Двое - это уже много".

Социология старается выявлять также социальные отношения и структуру личности. Но без знаний естественных законов психики человека и информационных взаимодействий, которые открыты соционикой, положения социологии будут поверхностными и даже ошибочными.

Так, она рассматривает ролевое поведение человека. И признает, что большинство социальных ролей люди выполняют неудачно, так как не принимают их содержания или просто не хотят их выполнять. Человек и роль, которую он выполняет, связаны определенными психологическими характеристиками, которые подходят для выполнения определенных социальных ролей. Эту зависимость раскрывает соционика. Игнорируя ее законы, люди чувствуют ролевое напряжение и ролевой конфликт.

Пример ролевого напряжения - это когда человек выполняет под давлением обстоятельств роль, которая не отвечает ни его интересам, ни склонностям, ни внутренним установкам. Если ролевой конфликт обостряется, то может привести к отказу выполнять ролевые обязанности, тогда человек получает внутренний стресс и отходит от данной роли.

А был бы человек самим собою, то и играть роли не нужно было бы, тем более подстраиваться, "сидел бы тогда в своих санях" и "чувствовал бы себя в своей тарелке", и выполнение было бы качественным, и головных болей меньше, и жизнь приятнее. Своя роль - это качественная реализация себя согласно сильным сторонам своего соционического типа.

Ролевое напряжение и ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую проблему. Соционика в состоянии предупредить эти явления. И общество сможет достичь такого уровня, когда человек везде будет самим собою, лучшим образом реализовывая свой потенциал. Тогда снимется социальное напряжение.

Жизненного успеха достигает тот, кто является самим собою и полностью проявляет себя за сильными чертами характера, использует свой потенциал без лишних усилий и особого напряжения. Поэтому самопознание и познание других - одна из формул жизненного успеха. "Структура человека" - это классическое понятие социологии и социальной психологии. Соционика исследует именно психическую структуру человека и его взаимосвязи с окружением, но пользуется другим понятийным аппаратом и другими исследовательскими приемами, чем социология и психология.

Человек характеризуется совокупностью социально-психологических качеств и проявляет себя в системе социальных и межличностных взаимодействий. Возможно ли создать социально-психологическую модель человека? Такие попытки неоднократно осуществлялись в психологии и социологии. Но поскольку эти науки используют разный понятийный аппарат, то и предложенные ими модели отличаются.

Основа социально-психологической модели человека, которую описывает социология, имеет такие элементы:

1. Положение человека в обществе, в учреждениях, организациях и т.п..
2. Действия социальных факторов: условия, окружение, друзья, родственники, родители.
3. Формирование личности, воспитание, развитие, социализация.
4. Социальная деятельность, образ жизни, стиль жизни, социальная роль, статус.
5. Потребности, ценностные ориентации, интересы, мотивы, ожидания и т.п..
6. Идеал, вера, надежда, любовь, ответственность, свобода, счастье и т.п..
7. Социологическая структура человека, его духовный мир и т.п..

Из перечня видно, что такой понятийный аппарат дает возможность сосредоточивать внимание в основном лишь на внешних факторах, которые оказывают непосредственное влияние на формирование человека и на его жизнедеятельность. Но перечень не учитывает внутренние факторы, которые определяют неизменный способ жизнедеятельности человека в разных социальных системах. Поэтому традиционная социологическая структура человека не дает такой модели, которая была бы действенной при классификации типов. Социологическими понятиями можно описать лишь уровень развития, поскольку это зависит от того, в каких социальных условиях живет человек и насколько полно усвоил и использует знания как опыт минувших поколений. Но непонятной остается эмоциональная сфера человека, его мышление и мотивы поведения.

В последнее время социологи стараются исправить этот недостаток и создать типологию, которая учитывала бы эмоциональную сферу человека, но не определили основу для классификации, поэтому появилось несколько разных классификаций, каждая из которых не имеет четкости и конкретной определенности. Например: классификация с такими названиями типов: "Творец", "Потребитель", "Романтик", "Лидер", "Конформист" и т.п., или "Добряк", "Жалостливый гуманист", "Скряга". Исходя из большого количества классификаций можно прийти к заключению, что в зависимости от избранной основы можно создать неограниченное количество типологий, которые характеризовали бы ту или иную сторону человека, но нет совершенной, которая могла бы всесторонне его охарактеризовать. Задача состоит в том, чтобы найти такую основу, которая позволила бы объединить всю совокупность социально-психологических свойств человека. Оно не может быть решено в отдельности ни психологией ни социологией. Почему бы здесь не обратиться к соционике, ведь комплексные качественные знания появляются на стыке наук. Итак, если социология возьмет для себя практические достояния соционики, она сможет развиваться в дальнейшем и иметь более практичные результаты в своей многоплановой работе.

Соционика для педагогики

Связи соционики, психологии и педагогики большей частью выявляются в закономерном единстве обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Обучение и воспитание - это категории сугубо педагогические, развитие - категория физиологическая и психологическая. Психология исследует результаты развития человека на определенном этапе и констатирует их, соционика выявляет закономерности процесса развития, поэтому в состоянии коректировать его, направлять, усовершенствовать.

В истории педагогики понятия развития и воспитания противопоставлялись друг другу как несовместимые: или свободное естественное развитие, или воспитание, как насилие над личностью, угнетение ее природы. А вопрос надо ставить шире: не воспитание, как формирование извне и насильно, а направление, помощь, правильная ориентация данной от природы индивидуальности к развитию личности. Не самовоспитание, а саморазвитие, не борьба с недостатками, а акцентуация на положительные качества. Чем сильнее расцветут достоинства, тем дальше на задний план отойдут, стушуются недостатки. Каждый человек, зная сильные свои стороны, может уверенно развивать их и опираться на них, используя их в любых жизненных ситуациях.

Статус-кво человека состоит в том, чтобы сохранить свою суть такой, какой она есть. Потому что он уже что-то новое принес в этот мир своим рождением, то, что надо обнаружить и возродить в первоначальном виде, и что не подлежит воспитанию или стандартному развитию. Для этого нужно иметь ключик, который открывает сокровенное в светлом царстве жизни на Земле. Ключик этот - соционический тип. То, что в человеке имеется, требует благоприятной, благодатной почвы - направления и раскованности в своих проявлениях для раскрытия собственного резерва, запасов, которые специально сохраняются для использования их человеком в случае необходимости выполнения предназначенной миссии, определенного задания. Эта задача становится явной и понятной только при условии познания себя благодаря раскрытию психоинформационного генетического кода - соционического типа; общению в диаде, когда чувствуется гармония дуальных отношений и собственные сильные стороны; в квадре - когда происходит реализация собственных качеств; в соционе - когда используются достижения квадр. А для начала следует иметь более широкий круг знакомых дуалов для ощущения приятных взаимоотношений, для создания дуальных семей и этим дать возможность детям расти раскованными и свободными, и лучше понимать других через силу дуальности, найти свое место среди тех профессий, которые раскрывают новые и новые резервы к творческой работе. Такой замысел Основного закона природы - соединить человека с целым - Вселенной. А новорожденный пришел в нашу уже обжитую жизнь, чтобы нас кое-чему здесь научить. Давайте умело прислушиваться.

Но и сейчас, не зная своей индивидуальности, данной от природы, человек экпериментирует над собою, бросаясь от одной крайности к другой, не зная, где наилучшим образом применить свои способности и какие именно склонности он имеет.

Знание собственных природных способностей дает человеку соционика. Обращаясь за помощью к соционике, человек приобретает знания своих природных задатков и имеет возможность развивать их, направляя в верное русло. Перед ним раскрываются его возможности и он уверенно шагает жизненным путем, избегая ошибок, работая продуктивнее и с наслаждением, ощущая счастье и смысл жизни.

Внутренний мир ребенка - чистый, естественный, не сломленый стандартной моралью общества, ребенок свободен в своих проявлениях, искренен и откровенен, добрый и человечный. Каждый в отдельности взятый ребенок лучше, чем кто-либо из взрослых. Взрослый стал хуже под влиянием жизненных наслоений - лицемерия общественной морали, гнета общественных законов, неискренности общественного отношения. Приспособившись к обществу, губит собственную природу, непосредственность. Детская смелость заменяется взрослой осмотрительностью, неудержимая фантазия - осторожностью, откровенность - замкнутостью, радость - страхом перед завтрашним днем, наслаждение от жизни - усталостью от нее. Усталость от жизни появляется от того, что человек совершает насилие над собою, ломая свою индивидуальность, и сама природа не прощает нарушения ее законов: как во внешнем мире возникают экологические проблемы, так и нарушение естественных законов развития внутреннего мира ведут к усталости, нервным и психическим разладам, другим соматическим болезням.

Для гармонического развития личности ребенок должен находиться и расти в здоровом обществе - с гармоническими, а потому комфортными межгрупповыми взаимоотношениями и здоровым духом, направленным к человеку, а не наоборот, как это существует сейчас. Соционика раскрывает межгрупповые взаимоотношения в обществе, помогает коректировать отношения и создавать новые, психологически комфортные, раскрывая законы межличностных взаимодействий. Не ценность ли это?

Науки о человеке теоретически рассматривают три условия формирования личности: биогенетика изучает ее наследственность, социогенетика и социальная психология - микросреду, социальное положение и социальную наследственность, педагогика - процесс воспитания в школьных и домашних условиях. Но при таком комплексе условий формирования личности проблемы личности так и не решаются. Все еще существует классическая проблема "родители и дети", то есть возникновение недоразумений, конфликтов и противоречий между представителями разных поколений. Существуют препятствия в общении между учителями и учениками, много конфликтных ситуаций возникает между самими детьми. Такие нелады отнюдь не ведут к гармоническому развитию, скорее к отчужденности и неприятию общественных требований. Итак, в обществе назрела потребность решить эти проблемы, исходя из законов человеческой психики, ведь именно потребности, желания, эмоции и мысли приводят к поступкам и являются мотивами поведения. Соционика дает знание врожденного психоинформационного генетического кода человека, и использование ее законов в педагогике поможет комплексно направлять развитие ребенка, учитывая наследственные, типичные (соционические) особенности и социальные условия.

Соционика для психологии

Психологию можно рассматривать как продолжение философии, а соционику - как практическую прикладную науку, которая развивает и совершенствует психологию.

Психология изучает процессы отображения человеком объективной реальности. Черпает знания о психике человека, основываясь на результатах наблюдений поведения человека и на результатах разных тестов, которые дают возможность сделать приблизительные выводы относительно разрозненных характеристик проявления человеческой психики. Поскольку психология раскрывает неотъемлемые части явлений и не отрицает существования их как психических качеств в человеке, наблюдает и анализирует их изменения на протяжении определенного возрастного периода, то почему бы эти изменения в психике не анализировать более качественным путем на основе синтеза психических качеств, что позволяло бы предусматривать психические реакции, но уже с позиции знания целостной психической структуры человека.

Для решения этой жизненно необходимой задачи психология, как и любая наука, для своего усовершенствования может пользоваться достижениями других наук, в данном случае соционикой, которая в свою очередь воспользовалась не только знаниями психологии но и синтезировала в себе части других наук, а именно: медицины, социологии, графологии, информатики, физиогномики, демографии.

Предметом психологии, как и соционики, является психика человека и ее высшая форма - сознание. Главное отличие этих наук - в предмете изучения и методах обработки материала. Если предмет соционики - соционический тип, то предмет психологии - фенотип. Если соционика находит действительные, реально существующие индивидуальные отличия, то психология исследует приближение или отклонение от определенных, неизвестно на какой основе установленных норм.

В психологии считается, что отображение действительности человеком проходит с помощью мозга, а психика является продуктом мозга и создана только внешними условиями. Но ведь психика - это не продукт мозга, - это душа человека, которая синтезирует восприятие отображенной мозгом действительности (внешне) и восприятие отображения врожденных признаков психики (внутренне).

Психологи видят несовершенство методов, которые имеют в своем арсенале, придерживаются заповеди, что если уж не помог, то лучше "не навреди", так как имеют дело с тонкой материей человеческой психики, котороя непонятна и еще недоступна им, ведь человек - самая сложная система в мире, и изучать его надо комплексно, интегрируя знания многих наук, которые исследуют человека. Любая психологическая консультация будет проведена качественно только в том случае, если психолог будет знать соционический тип человека, с людьми каких соционических типов этот человек работает, дружит, поддерживает интимные связи, тогда лишь можно проводить конструктивный аналитический разговор, без жалоб, а с решением проблем.

Поскольку психологи не владеют знаниями соционики, они советуют придерживаться социальных норм и волевыми усилиями самоконтроля коректировать собственное поведение. Но чаще всего это не помогает, скорее наоборот, люди чувствуют насилие над собственной личностью. А в стрессовых ситуациях самоконтроль полностью теряется, человек не "властен над собою" и действует спонтанно. Такие спонтанные неуправляемые сознательно действия зависят от проявлений соционического типа. Зная реакции собственной психики, которые раскрываются через соционический тип, можно предусматривать свои действия в тех или иных ситуациях, знать, как будут действовать другие, зная их соционические типы. Если реализовать себя за сильными качествами, отпадает необходимость в самоконтроле, человек действует естественно, свободен в собственных проявлениях, уверен и удовлетворен собою и жизнью. Такие люди и другими воспринимаются положительно.

Психологией раскрываются взаимоотношения отдельных членов в коллективах, такие как: деловые и межличностные. Большое значение придается самооценке человека в коллективе, его требовательности и притязательности. Считается, что конфликты возникают в случае, если уровень требовательности или притязаний члена группы слишком высокий и не совпадает с положениями коллектива. С позиции соционики между людьми в группах существуют 4 вида отношений: формальные, деловые, дружественные, семейные. Конфликт зарождается не от требовательности или притязаний человека, а от природного закона "совместимости отношений". Любые закономерные отношения не обязательно могут иметь конфликтность. Суть их состоит в том, чтобы человек знал, по каким психическим качествам имеет дополнение и сближение с другими, а по каким нет, и знал при этом, при каких отношениях необходимо удерживать определенное "расстояние", чтобы правильно воспринимать и слышать друг друга. Нарушение этого расстояния является началом постепенного развития конфликта. Полное дополнение и объединение людей происходит только в дуальных отношениях, где не существует потребности регулировать расстояние, которое определяется естественно и не влияет отрицательно на взаимодействия. При этом человек может уверенно убеждать или доказывать свои взгляды.

Швейцарский психолог ХІХ столетия Карл Густав Юнг писал: "Я понял, что из хаоса современной психологии невозможно добыть четкие критерии - их еще только надо создать, причем не из воздуха, а на основе бесценных работ предшественников". Итак, развитие психологии закономерно привело к открытию стройных законов соционики, которые в состоянии практически точно раскрыть психические качества каждого человека, заложенные в нем от природы и даже предусмотреть его отношения с другими. Индивидуальный опыт при общественных взаимодействиях дает наслоение отдельных черт характера, но восприятие и оценка внутреннего и внешнего мира, данное от рождения, является неизменными. Конечно, на протяжении жизни человек изменяется - изменяются его привычки, поведение, интересы, одним словом, характер становится другим. Но изменяется характер, а не соционический тип. Воспитание может придавать типу некоторых особенностей, ослаблять или усиливать определенные черты. Можно дать раскрыться типу или подавить его, но изменить тип невозможно.

Психологи, пользуясь тестами, проявляют у человека его наработанный характер, который на протяжении жизни изменяется, в зависимости от условий личной жизни и социального положения в обществе.

Социоников, которые пользуются тестами при определении типа можно сравнить с врачами, которые вместо того, чтобы поставить диагноз пациенту, предлагают ему определить свою болезнь по симптоматике. Единственно верными являются методики физиогномики, которые точно проявляют врожденный соционический характер, то есть неизменный соционический тип. Психологи ищут мостик между психическим и биологическим, методики физиогномики показывают и используют этот мостик.

Чтобы проанализировать особенности психических процессов и предоставить психологическую помощь, нужно определить базовую основу строения психики и способы взаимодействия ее с внешней средой, то есть индивидуальные методы восприятия и обработки информации через определение соционического типа. Знание соционического типа дает возможность знать закономерности хода психических процессов и предусмотреть возможную реакцию в разных ситуациях, безошибочно определить темперамент и тенденции к уровню самооценки и т.п.. Зная эти основы, можно работать над определением и коррекцией других психических качеств: степени развития воображения, памяти, образного мышления, восприятия, воли, - всех тех качеств, которые исследует психология. Соционика показывает закономерности особенностей функционирования психических качеств любого соционического типа, (эти особенности раскрыты в книге 3 "Соционика в помощь психологу"), тогда как психология проявляет уровень развития отдельного качества (без взаимовлияния и взаимосвязи). Соционика раскрывает причины и предусматривает следствия, психология проявляет результат - состояние психики на тот или иной момент, не раскрывая динамики развития через невыявление причинно-следственной связи.

Итак, соционика дает базу психологии, направляет и объединяет разрозненные знания, согласовывая их, давая целостную информацию о личности.

ПРЕДЛАГАЕМ

Научные работники, искатели истины, обращайтесь к соционике, этим Вы придадите практичности в тех областях науки, которые Вы развиваете.

 

KMindex

главная ] услуги ] теория ] разработки ] статьи ] знакомства ] работа ] [ отдых ] [ обучение ] менеджмент ]отзывы ]

Все вопросы направляйте на vcs-vcs@ukr.net

Дизайн © 2001 ViVo Studio
© 2001-2004 Всеукраинский Центр Соционики. Авторские права защищены.