Соционика, знакомство, работа, отдых

Выявляем способность к профессии
Делаем подбор кадров

 

Определяем соционические типы
Знакомим дуалов

Наши услуги

  главная вверх контакты українською english

НПР 1
услуги теория практика статьи знакомства работа отдых обучение менеджмент отзывы

НПР 1
НПР 2
сочинения
 


Научно - практическая работа, проведенная экспертами-социониками среди учеников 1-х классов и педагогического персонала Киевской школы № 304

Тема: предметная направленность и ранняя профориентация.

Цель: раскрытие врожденных качеств характера, способностей и возможностей учеников, а также закономерных отношений между учителем и учеником, родителями и детьми через определение соционических типов учителей, учеников и их родителей. Направление внимания родителей и учителей на индивидуальность учеников, их врожденные психические качества. Формирование психически-комфортных классов для повышения успеваемости. Выявление закономерных отношений в семье для понимания поведения учеников и осуществление индивидуального подхода. Предоставление предметной направленности ученикам и ориентирование их на область профессий по природным способностям.

Уникальность работы: учебно-воспитательный процесс в школе №304 имеет направление на раннюю профориентацию учеников в соответствии с проектом Национальной Доктрины развития образования Украины ХХІ столетия, которая предусматривает предметную дифференциацию обучения.

Определение соционических типов учеников, родителей и учителей создает предпосылки для:

1) использования учениками своего врожденного потенциала как во время обучения так и при выборе профессии,

2) эффективного обучения и обеспечения взаимопонимания между учениками и учителями, между родителями и детьми.

Актуальность работы связана с потребностями как школьников, их родителей, так и учителей. Психически-комфортный коллектив, сформированный по законам психической совместимости и социальной направленности, является трудоспособным, любые взаимодействия в нем, как при обучении, так и во время отдыха эффективны. Такой коллектив создает единую идейно направленную группу с ощущением семейного уюта, где существует взаимоподдержка и взаимопомощь. В таком классе естественно создаются все условия для полной реализации умений учителя, устанавливается климат взаимоуважения, ученики ведут себя свободно и не устают, с удовольствием посещают школу. У них возникает желание находиться вместе как можно больше времени, - это действительно спаянный, здоровый коллектив. В таком оптимально сформированном коллективе значительно повышается успешность и дисциплина.

Для достижения этой цели определяются соционические типы учеников и учителей, формируются классы согласно научной организации коллективов и назначается классоводом учитель, который психически-совместим для всех учеников класса. Это повышает эффективность учебного процесса благодаря правильному восприятию и пониманию материала, который преподает психически совместимый учитель, а учителю намного легче, свободнее и приятнее работать в “своем” коллективе – он может в полную силу реализовать свои умения, дать ученикам больше знаний и будет иметь реальную отдачу – быстрое и качественное усвоение знаний.

При этом можно увеличить объем учебного материала с одновременным повышением уровня его усваивания. Нагрузка на психику учеников и учителей снижается благодаря использованию сильных психических сторон и оптимальной тренировке слабых. Применение соционических технологий дает возможность интенсифицировать процесс обучения при более полном развитии личности учеников.

Для гармонизации отношений между учениками и для психологической помощи ученикам, нуждающимся в ней, диагностируется семейный климат при определении соционических типов членов семьи и анализе действия на ребенка закономерных отношений.

Учителям нужны знания, почему ученики имеют разное поведение в разных ситуациях, как влияет семейный микроклимат на учеников, как осуществлять на практике индивидуальный подход к каждому ученику. Пришло время отказаться от стереотипа социальных норм, что все дети должны быть активными, старательными, послушными, внимательными, чтобы принимали только мысль взрослых, не имея собственной. Пора поддерживать в учениках самостоятельность, чувство собственного достоинства и положительные проявления личности.

Объект: учителя-классоводы первых классов, ученики, их родители и члены семей.

Предмет: практическое использование законов соционики и соционических технологий в раскрытии врожденного потенциала учеников и учителей, отношений между учениками и учителем, влияния семейного климата на поведение и успешность учеников.

Предметная направленность и ранняя профориентация позволит ученикам выбирать кружки, заниматься своим делом, чтобы подготовить себя к выбору будущей профессии.

Проблемы, на решение которых направлена работа:
1. Невозможность учеников в определенных случаях удовлетворить требования учителей.
2. Трудность самовыражения учеников, их индивидуального развития и творческого подхода к учебному процессу.
3. Неадекватное восприятие информации и недоразумения во время общения.
4. Образование неблагоприятного климата в классных коллективах.
5. Нереализация потенциала учеников из-за предметной специализации, которая не отвечает врожденным способностям.
6. Несоответствие природных данных человека избранной профессии.
7. Недовольство, раздражение, психосоматические разлады.
8. Препятствия становлению личности и ее самореализации в обществе.

Решить эти проблемы можно через определение соционических типов и проявлений учеников согласно их индивидуальности.

Новые условия обучения дадут преимущества ученикам в:
1) понимании требований учителя;
2) легком и правильном восприятии учебного материала;
3) направленности учеников к учебным предметам;
4) усилении потенциальных возможностей каждого ученика;
5) стимуляции обучения;
6) улучшении как психического, так и физического состояния здоровья;
7) избежании психически-физической усталости во время уроков;
8) определении направленности на учебные предметы, профессию.

Ученики будут свободно, без ссор и оскорблений общаться между собою и понимать друг друга, и в будущем это поможет им избегать конфликтных ситуаций, а ощущение приятных взаимоотношений перенести в личную взрослую жизнь.

Знание возможностей ребенка поможет родителям и учителям выбрать предметы, которые будут даваться ему легко. Зная особенности характера, можно эффективно влиять на ребенка и правильно направлять его. Это возможно благодаря определению соционического типа, что позволяет раскрыть и проявить индивидуальность и развивать личность.

Знание соционических типов учеников, их врожденных характерных свойств поможет учителям и родителям в течение всех лет обучения в школе не иметь для себя лишних проблем, хлопот, тревог, не только при обучении, при выборе профессии или вступлении в высшие учебное заведение, но и при выяснении взаимоотношений, отладке взаимопонимания, в нахождении индивидуального подхода к каждому из учеников.

При проведении этой работы раскрывается также соционический тип дополняющего человека, что даст возможность в будущем не делать ошибок в выборе друзей, партнеров, спутника жизни.

Знание соционических типов учеников, учителей и родителей дает возможность:
1. Раскрыть индивидуальность и направить к конкретному виду деятельности в любой профессии.
2. Раскрыть закономерности отношений для гармонических взаимодействий с другими.
3. Выбрать спутника жизни.
4. Получить в перспективе рабочие места, найти дуалов, воспользовавшись Всеукраинской Соционической Базой Данных (ВС-Базой).
Задача:
1. Определение соционических типов учеников, родителей и учителей.
2. Раскрытие врожденных качеств характера, темперамента и возможностей.
3. Выявление тенденции к занижению или завышению самооценки.
4. Направление учеников к определенным предметам и видам деятельности в разных сферах профессий.
5. Предоставление родителям знаний про соционический тип дополняющего для их ребенка человека.
6. Выявление межличностных отношений в семье.
7. Раскрытие восприятия ребенком своей семьи и отношение к ней.
8. Определение межличностных отношений между учителем и каждым учеником.
Польза работы:
для учеников:
1) в комфортном коллективе будут лучше понимать и усваивать учебный материал;
2) благоприятный моральный климат будет оздоравливать и повышать успеваемость;
3) будет сниматься усталость благодаря повышению заинтересованности обучением;
4) будут правильно выбирать предметы и профессию;
5) будут правильно выбирать свой жизненный путь;
6) будут меньше делать ошибок в жизни;
7) станут более уверенными в себе, самостоятельными;
8) будут иметь собственную позицию, смогут достичь лучших результатов;
9) правильно выберут спутника жизни;
10) сохранят здоровье благодаря созданию комфортного климата в семье и в коллективе.
для учителей:
1) будут знать характер учеников, что облегчит индивидуальный подход;
2) будут корректировать требования к ученикам и будут направлять их к определенным предметам;
3) будут знать межличностные отношения между учителем и учениками и самыми учениками;
4) будут оказывать содействие оздоровлению классных коллективов;
5) смогут лучше налаживать связи с родителями;
6) будут знакомить родителей с особенностями характера их детей.
для родителей:
1) будут знать характерные качества детей;
2) будут понимать причины тех или других проявлений;
3) правильно будут направлять их при воспитании;
4) будут улучшать семейный микроклимат через коррекцию отношений.

 Технология исследования Таб. 1

 

Организация исследования

Срок
исполнения
работы

1. Заключение договора с директором школы №304 г. Киева

На 5 лет

2. Работа с педагогическим персоналом - теоретические и практические
занятия, определение соционического типа

3 дня

3. Лекции для родителей

2 дня

4. Определение соционических типов учеников (раскрытие индивидуальности)

14 дней

5. Выявление межличностных отношений

3 дня

6. Раздача документов:
а) Свидетельство про соционический тип;
б) общая характеристика соционического типа;
в) предметная направленность;
г) характеристика ориентации на профессию по природным способностям;
д) описание отношений между учителем и каждым учеником и между учениками

2 дня

7. Облегчение выбора будущего спутника жизни – внесение данных в ВС-Базу для поиска дополняющих людей

Постоянно

Консультации
Коррекция взаимоотношений 

Постоянно

Теоретически-практические занятия включают в себя: две лекции для родителей, две - для учителей.

На первой лекции для родителей раскрывается суть соционики и сжато объясняются основные соционические понятия, практическая польза использования соционики в жизни каждого человека. На примерах показывается, как действуют практически соционические технологии через раскрытие характерных особенностей желающих из аудитории и описание действия отношений между конкретными лицами.

Вторая лекция – заключительная, на которой происходит диалог с аудиторией: получив документы и ознакомившись с характеристиками, родители задают вопросы, высказывают свое мнение относительно совпадения предоставленной информации с личным видением своих детей, убеждаются в истинности характеристик. Родители получают дополнительную информацию по соционике и ответы на вопросы, которые интересуют их. Кроме того, даются рекомендации по воспитанию, чтобы зная характерные природные особенности своих детей, родители развивали их способности и направляли детей согласно их потребностей и возможностей. Правильное отношение к детям и адекватность требований их природным задаткам улучшает психическое состояние ребенка и общий семейный микроклимат.

Во время теоретически-практических занятий с педагогическим персоналом преподаются аналогичные теоретические знания, определяются соционические типы учителей, раскрывается устно врожденный потенциал любого учителя, то есть описываются основные черты характера и особенности их проявления, дается характеристика возможностей человека и способность проявить свои возможности в определенных видах деятельности. Практическая польза таких занятий для педагогов состоит в том, что они овладевают знаниями собственных возможностей, знаниями закономерных отношений, которые возникают между ними и любым из учеников, что облегчает индивидуальный подход как во время учебно-воспитательного процесса так и при внеурочном общении.

Учителя получают короткие характеристики сильных качеств учеников, чтобы дифференцировать учебный материал, учитывая склонности учеников к тому или другому предмету. А также описание всех закономерных отношений, чтобы знать проявления отношений с тем ли другим учеником и учитывать это.

Связи с педагогами и учениками поддерживаются постоянно, проводятся тематические занятия с педагогическим персоналом, учениками, родителями. Даются консультации.

Во время определения соционических типов учеников проводится короткая беседа на свободную тему с любым из поступающих в школу, тем временем другие дети рисуют на тему “Моя семья”.

Администрации и учителям предоставляются такие документы:
1) справка об определении соционического типа;
2) общая характеристика соционического типа;
3) список классов (в списке раскрываются соционические типы учеников, их самооценка, темперамент, направленность к учебным предметам и к профессии, межличностные отношения между учениками и учителем).
4) короткие характеристики учеников согласно их соционических типов;
5) описание проявлений закономерных отношений.
Родителям даются такие документы на их детей:
1) Свидетельство о соционическом типе, в котором указан соционический тип дополняющего человека;
2) общая характеристика врожденных качеств характера;
3) перечень школьных предметов, на которые следует акцентировать внимание;
4) короткая характеристика профессиональной способности;
Другие материалы по заказу:
1) краткая характеристика;
2) полная характеристика сильных природных черт и профессиональной способности;
3) расширенная характеристика;
4) коррекция отношений в семье.

После проведенной работы проводятся дальнейшие консультации.

Выводы

Диагностику прошли 58 учеников и 5 учителей. К сожалению, продиагностовано не всех первоклассников школы №304. Причина в том, что администрация школы дала предложение самостоятельно объяснить родителям цель работы, суть которой состояла в формировании психически-совместимых классов с назначением учителя, который по своему соционическому типу будет прирожденным ведущим данного коллектива. Но родителям было сказано, что работа направлена лишь на выявление природных задатков их детей для предметной и профессиональной ориентации. Родителям не ставили в обязанность определять соционические типы, они согласились диагностировать детей добровольно. А поскольку они не знали основной цели проведения диагностики, и какую пользу будут иметь их дети при обучении, то, понятно, что не все родители приняли участие в этой работе. Да и выполнение работы администрация перенесла с мая на конец августа, подав списки уже сформированных классов.

На заключительной лекции во время родительского собрания, получив более глубокую и детальную информацию от специалистов Центра Соционики, родители поставили резонный вопрос: “Почему не сформировали классы по законам психической совместимости?” И ответ нашли сами: “Формировали классы, отбирая более подготовленных детей для привилегированных учителей”.

Но, если бы некоторые учителя не ориентировались на устаревшие методы психологии, и знали, что в классах, где подобраны ученики по уровню интеллектуального развития, качественная их подготовка сохраняется лишь временно, так как развитие детей быстро меняется, и те ученики, которых считали “слабыми”, со временем показывают хорошие результаты в обучении, а “сильные” при этом могут снизить успеваемость, наверное, не стали бы облегчать себе работу на первое время, и усложнять будущие проблемы, которые закономерно возникают в несовместимых коллективах. Вдобавок, знания и умения до школы не является критерием природного интеллектуального потенциала учеников: кого-то готовили к школе, кого-то – нет.

Практика как раз подтверждает, что сформированный, например, класс из “слабых” учеников приблизительно за полгода становится по своему составу таким же, как и тот, который сформирован из “сильных” и “слабых” учеников. Обычный, нормальный динамический процесс развития. Из этого напрашивается вывод, что классы надо постоянно переформировывать, - ничего себе дела. А попробуйте убедить родителей, как это было при собеседовании, что их ребенка не записали в “дураки”. Итак, есть другой выход, практичный и научно обоснованный.

Работа Центра Соционики по формированию комфортных коллективов подтверждает, что психически-совместимые ученики быстро развиваются, взаимопомагая друг другу. Этому содействует легкое быстрое взаимопонимание и энергетическая насыщенность.

Результаты диагностики Таб. 2

№ №

Соционический тип

Количество представителей

Квадры

 

среди учеников

среди учителей

I

1. Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, ENTP)

7

1

 

2. Сенсорно-этический интроверт (СЕИ, ISFP)

1

-

 

3. Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, INTJ)

2

-

 

4. Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ, ESFJ)

8

1

II

1. Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, ENFJ)

2

-

 

2. Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ, ISTJ)

1

-

 

3. Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ, INFP)

2

-

 

4. Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ, ESTP)

3

-

III

1. Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ, ENTJ)

-

-

 

2. Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ, ISFJ)

2

-

 

3. Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ, INTP)

10

-

 

4. Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, ESFP)

2

1

IV

1. Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ, ENFP)

6

-

 

2. Сенсорно-логический интроверт (СЛИ, ISTP)

4

1

 

3. Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ, INFJ)

2

-

 

4. Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ, ESTJ)

6

1

 

Всего:

58

5

 

В первой квадре:

18

2

 

Во второй квадре:

8

-

 

В третьей квадре:

14

1

 

В четвертой квадре:

18

2

 Анализ результатов обследования показывает, что как среди учеников так и среди учителей больше всего представителей І и IV квадры. Это можно объяснить.

По закону циклического развития общества наше время является переходным от третьей квадры к четвертой. На современном этапе больше позиций занимает III квадра, но время ее активности приближается до конца и возрастает актуальность IV квадры. Вполне закономерно, что среди подрастающего поколения больше всего представителей четвертой квадры и первой, как проводников новых идей в обществе.

Исходя из количества 58 учеников обобщения делать рано, можно увидеть приблизительную картину состояния частотности определенных соционических типов в классе, школе, в обществе. Для получения более объективных выводов нужно провести обязательную диагностику всех учеников школы, нескольких школ, а лучше всего всех. Но на это нужны средства, ведь не все родители сознают необходимость для своих детей такой работы, чтобы оплачивать ее.

На основе диагностики родителей можно сделать вывод о состоянии семей в нашем обществе. Чаще всего встречаются дуальные и тождественные семьи: дуальные – 24,6%, тождественные – 16%. Если сравнить эти данные со статистическими данными семей более старшего поколения, где превалируют тождественные семьи, можно сделать отрадный вывод, что общество естественно оздоравливается и оживает: увеличивается количество дуальных семей, очевидно потому, что люди стали более раскованными, свободными в собственных проявлениях, чувствуют свои потребности, не ищут легких путей в жизни, да и выбор, наверное, расширился, стало больше возможностей для встреч и знакомств.

Директор 304 школы, понимая полезность работы, предлагала переформировать первые классы, чтобы сформировать хотя бы один экспериментальный класс, но учителя запротестовали. Среди родителей некоторые тоже были несогласны переформировывать классы, мотивируя тем, что дети за месяц привыкли к учителю и к одноклассникам, и изменения могут вызвать у детей стресс.

Но директор твердо решила на следующий год объявить более ранний прием детей в школу, чтобы в обязательном порядке определять соционические типы всех детей, которые будут поступать в школу и начать формировать первые классы по законам психической совместимости. А классы, где определены соционические типы учеников и известны межличностные отношения, будут контрольными группами, чтобы иметь срез для сравнения психологического климата и уровня успеваемости в психически совместимых коллективах и в классах, сформированных хаотически. В отдельности можно будет сравнить уровень успешности в классе, где были отобранных более подготовлены, как говорят среди педагогов “сильные” дети, и среди учеников классов, где основным критерием был не уровень знаний, а психическая совместимость. Итак, время покажет практичность законов соционики и полезность их соблюдения.

Такая работа еще нигде и никем не выполнялась, и какая школа начнет раньше внедрять технологии Центра Социoники - будет выгодно отличаться среди других, такой уже стала школа №304, правда, работа в ней выполнена наполовину. Вместо психически совместимых классов учителя получили рекомендации, как лучше рассадить за партами учеников, чтобы они дружили между собой, чтобы им легко и приятно было общаться, понимать друг друга и помогать в учебе.

Проведенная работа на основе соционических технологий показала, что учителя ощутили качество информации, предоставленой в характеристиках, так как она совпадала с их личным характером. Изменилось отношение к себе и к ученикам, возникло новое отношение к работе, изменился подход к учебному процессу в положительную сторону.

Характеристики дают возможность родителям правильно направлять детей в выборе учебных предметов, профессии, друзей, человека для создания будущей гармонической семьи.

 

KMindex

главная ] услуги ] теория ] разработки ] статьи ] знакомства ] работа ] [ отдых ] [ обучение ] менеджмент ]отзывы ]

Все вопросы направляйте на vcs-vcs@ukr.net

Дизайн © 2001 ViVo Studio
© 2001-2004 Всеукраинский Центр Соционики. Авторские права защищены.